И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ!
Рассказать о педагогах – музыкантах, внесших немалый вклад в развитие отделения народных инструментов Центральной детской музыкальной школы им. Б. Г. Павликовской в небольшой статье непросто. О некоторых из них можно написать целые книги. Олег Прокопьевич Потехо – хорошо помню этого педагога, прекрасного баяниста; душевного, иногда сентиментального человека, тонко чувствующего музыку. Выразительное исполнение могло растрогать его до слез. Ученики побаивались своего учителя – большого, грозного на первый взгляд, когда он журил за лень. Но и на похвалу Олег Прокопьевич никогда не скупился. Десятки его выпускников продолжили дело своего учителя в ДШИ Читинской области и за ее пределами. Это Анатолий Кутузов, Борис Смирнов, Борис Шумило, Владимир Трофименко, Владимир Шишов, Виктор Андросов, Николай Соловьев, Владимир Московский, Валерий Балакин. В настоящее время продолжают работать Валентина Кучина, Рита Талдыкина, Юрий Барановский и другие.
Особенные чувства О. П. Потехо испытывал к своему любимому ученику- Иосифу Яценко, одаренному от природы.
Иосиф Георгиевич Яценко, после окончания Читинского музыкального училища у Жикина М. М. и службы в армии, в 1966году вернулся в родную школу в качестве преподавателя, и в том же году начал работу над созданием, первого в области среди музыкальных школ, оркестра русских народных инструментов. Было неимоверно трудно: не хватало инструментов, бодьшинство были плохого качества, отсутствовал детский оркестровый репертуар. Иосиф Геогиевич взялся за дело с огромным энтузиазмом: сам делал инструментовки музыкальных произведений, учил партии с каждым учеником отдельно, ремонтировал инструменты… К слову сказать, обладая великолепным слухом, он хорошо играл на многих инструментах, даже на саксофоне. Ко всем детям относился всегда с уважением и любовью, они отвечали ему тем же. Репертуар оркестра состоял из произведений В. Андреева , Н. Будашкина, Д. Кабалевского, В. Полунина, обработок русских народных песен, произведений для фортепиано, балалайки, домры с орекстром. Особенно проникновенно звучала «Липа вековая» в обр. Куликова.
В 1980 году по инициативе И. Г. Яценко в школе был создан первый среди ДШИ Читинской области ансамбль преподавателей русских народных инструментов.
В разные годы менялся состав коллектива, в 1988году количество его сократилось до четырех человек. Ансамбль занимал первые места на конкурсах Н.П. Будашкина, много выступал с концертами, а в 1990году совместно с хором и танцевальным коллективом ПВРЗ побывал в Северной Корее. В репертуар ансамбля входили оригинальные произведения современных композиторов: Е. Доги, В. Бибергана, Е. Дербенко, В. Дмитриева, А. Прибылова , обработки народных песен.
На протяжении 30 лет Яценко И. Г. бессменно руководил оркестром, чуть меньше – ансамблем русских народных инструментов. После него у дирижерского пульта сменилось несколько руководителей: В.М. Вожикова, А. В. Муравьев, А. В. Белозеров, О. А. Свиридов.
Особенное место в развитии оркестра заняли два мастера-музыканта. Это Мистюков Виктор Степанович и Миронов Александр Викторович.
Несмотря на то, что В. С. Мистюков проработал с оркестром всего три года, влияние этого музыканта на творческий рост коллектива значительно. Очень требовательный, строгий педагог, добивался у детского оркестра, состав которого обновлялся ежегодно, почти профессионального звучания, понимания, слышания всей ткани музыки. Репертуар оркестра обогатился новыми, более сложными в техническом и художественном смысле, произведениями.
А. В. Миронов пришел в школу в 2002 году руководителем сразу двух коллективов: оркестром и ансамблем русских народных инструментов преподавателей.
До этого он был художественным руководителем ансамбля им. Н. П. Будашкина, который в то время, по словам Юрия Темирканова, «…достиг пика академизма», не случайно «Будашкинцев» называли «народниками во фраках».
Несмотря на трудности работы с детским ученическим оркестром, по сравнению с профессиональным коллективом, Александр Викторович и в школе не изменяет своему художественному вкусу, смело включая в репертуар высокохудожественные образцы классической музыки; экспериментирует, используя слияние разных видов искусства – музыки, литературы и театра. Вспоминается вдохновенное исполнение произведения А.Аренского в жанре мелодекламации «Как хороши, как свежи были розы», романс Женьки из оперы «А зори здесь тихие» К. Молчанова на стихи н. Симонова с мелодекламацией. Высокая исполнительская культура, мастерство дирижера проявилось в таких произведениях, как «Русская песня» Н. Будашкина, «Экспромт памяти В. Андреева» Н. Мочалова, вальс «Грезы» В. Андреева, «Пряха» Н. Рубинштейна, II часть концерта для баяна с оркестром Н. Чайкина и многих других.
А. В. Миронов был замечательным аранжировщиком: его инструментовки и переложения для ансамбля русских народных инструментов бесценны. Это «8 русских народных песен»-цикл песен для симфонического оркестра А. Лядова, 2 пьесы из цикла «Русские игрушки» А. Широкова, «Праздничные игры Л. Балая, «Экспромт» Ч. Нурымова, увертюра к опере «Сеньор Брускино» Д. Россини, «Precipitato» из фортепианной сонаты №7 С. Прокофьева, «Рондо-каприччиозо» Ф. Мендельсона – переложение для баяна с оркестром.
Оба коллектива неизменно выступали во всех конкурсах им. Н. П. Будашкина и занимали первые места, Ансамбль преподавателей дважды становился лауреатом первой премии Международного конкурса «Байкальская осень» в г. Улан-Удэ, Межународного конкурса «Наши надежды» в г. Красноярск (I премия).
Роль дирижера, руководителя в становлении и развитии любого коллектива несоменно велика, но тех результатов, которые были достигнуты за все годы, невозможно было бы добиться без большого вклада всех преподавателей отделения народных инструментов. Нужно помнить, что участники ансамбля – преподаватели, а не профессиональные музыканты – исполнители. В разные годы в оркестре и ансамбле преподавателей играли: Вожикова В. М., Кучина В. А., Хмелева Л. И., Добрынов В. В., Нечаев В. С., Кухарчук Е., Свиридов О. А., Несвежев В. А., Добрынова Е. М., Павлюкова Е. В., Вильмова Т. И., Биксалеев Н. Х., Яценко И. Г.; после обновления состава, в него вошли: Жаркова И. В., Савина М. В., Андросова О. Н.,Пузырева Т. С., Вологдина Е. С., Пименова Е. Ю., Николаева Н. Н., Фаренык А. П., Холдеев А. А., Дерябин С. Ю., Куклин Ф. А., Мищенко М. Л. В качестве солистов с оркестром и ансамблем русских народных инструментов выступали: Е. Рябова, замечательные музыканты – А. Гуревич, В. Макарова, Е. Скрипченко, В. Некрасов, С. Колядин, А. Иванов, А. Самбуева, И. Тарасюк. Радость совместного творчества с такими музыкантами вдохновляла коллектив, их руководителя на дальнейший творческий поиск, стремление расти и совершенствовать свое мастерство.
С сентября 2019 года оркестром руководит заведующая отделением народных инструментов - О.Н. Андросова. Руководителем ансамбля с сентября 2015г. является А. В. Иванов, под руководством которого коллектив стал лауреатом I премии Международных конкурсов в г. Владивосток, г.Харбин (КНР), Маланинского конкурса в г.Новосибирск, обладателем Гран при в Международном конкурсе им. Н. П. Будашкина 2018
Как и в прежние годы, ансамбль много выступает на концертных площадках г. Читы, Забайкальского края, Бурятии и по праву считается одним из лучших музыкальных коллективов Забайкальского края.
В преддверии 90-летнего юбилея Центральной детской музыкальной школы хочется пожелать замечательным коллективам, всему преподавательскому составу народного отделения дальнейшего роста педагогического и исполнительского мастерства и конечно же – вдохновения!!